Исламская идеология Талибана* – радикальна ли она, приемлема ли в России?

Исламская идеология Талибана* - радикальна ли она, приемлема ли в России?

Помощник Кадырова по религии назвал недавно талибов* «красавчиками», хотя и не прямо, а косвенно, он, на самом деле, просто похвалил ханафитов. Был ли он прав?

С религиоведческой точки да, абсолютно прав. Талибы, как и большинство афганцев, относятся к ханафитам (это одна из четырёх ортодоксальных суннитских правовых школ). Подавляющее большинство мусульман постсоветского пространства, включая Россию и страны Центральной Азии, относятся к тем же ханафитам.

Ханафизм у историков считается самой либеральной, терпимой и легко адаптирующейся к разным культурам школой в исламе. Типичное лицо российского ханафизма – татарские муллы, придерживающиеся ещё и реформаторского направления – джадидизма. Милейшие люди и «красавчики», если использовать ненаучные термины. Полный модерн.

Талибы после нового прихода к власти провозгласили ханафизм обязательным. Казалось бы – ну все, проблема решена. Но решена она с точки зрения религиоведа, а не историка, политолога или социолога. Разве талибский Афганистан похож на Татарстан? Очевидно, нет.

Почему? Потому, что формально один и тот же ханафизм реализуется по-разному в разных социальных контекстах. Именно тут его либеральность и сказывается. У татарских мулл он превращается в религию современного человека, мира, терпимости, и тп. У талибов – в религию войны и террора.

Исторически это легко объяснить – татары – самый, пожалуй, исторически «продвинутый» мусульманский этнос. Недаром именно среди них возник (ещё в Российской империи) исламский модернизм – джадидизм, распространившийся потом на Турцию, Центральную Азию, и уже намного позже дальше по исламскому миру, вплоть до нынешнего «евроислама». Как много про это пишет Сергей Абашин, без исламских реформаторов немыслима была бы советская модернизация той же Центральной Азии.

А вот с талибами – другая история. Это афгано-пакистанское течение связано с самыми отсталыми слоями Пуштунского этноса, где сохранились сильные родоплеменные пережитки, а также (в Пакистане) – элементы феодализма. Поэтому и ханафизм там получается совершенно дикий и раннесредневековый.

Андрей Казанцев

*- запрещенная на территории РФ организация