Есть ли у Минска шансы в судебных тяжбах с Европой

Есть ли у Минска шансы в судебных тяжбах с Европой

Белорусские власти долгое время утверждали, что санкционное давление на республику со стороны Запада обречено на провал

Звучали даже слова о том, что по примеру России страна окончательно переориентируется на импортозамещение, а экономика укрепится. Однако события последних месяцев демонстрируют всю сложность сложившейся ситуации, в которую попал ряд белорусских предприятий. Некоторые из них даже решились на определённые шаги, о которых ранее никто в Минске не мог и подумать.

Стоит напомнить, что после прошедших в Белоруссии августе 2020 года президентских выборов Европейский союз принял решение о непризнании легитимности Александра Лукашенко и поддержал его противников. В ответ на проводимые белорусскими властями меры по подавлению вспыхнувших в стране массовых протестов, страны Запада не нашли ничего лучшего, как снова приступить к излюбленной, но практически бессмысленной с политической точки зрения политике санкционного давления. На протяжении последующих месяцев только ЕС ввёл четыре пакета санкций против Белоруссии, а 24 июня впервые в истории озвучил и секторальные ограничения против белорусской экономики. Сегодня речь идет уже о пятом и даже шестом пакетах рестрикций, причиной чего называется миграционный кризис на границе Белоруссии и ЕС. Евросоюз, в лице Польши, Литвы и Латвии обвиняют Минск в «гибридной агрессии» и требуют ужесточения санкций, которые и так носят весьма серьёзный характер.

В частности, в четвёртый пакет ограничений попали восемь белорусских компаний и юридических лиц: ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ), ОАО «БелАЗ» (Белорусский автомобильный завод), OOO Logex, ЗАО «Новая нефтяная компания», экспортная компания ООО «Сохра», складская компания Bremino Group, ООО «Глобалкастом-менеджмент», а также занимающееся контролем воздушного трафика госпредприятие «Белаэронавигация». Следует отметить, что доля стран ЕС во внешнеторговом обороте некоторых из перечисленных предприятий довольна невелика. Однако сами по себе санкции, если и не стали для них критическими, то как минимум принесли проблемы, грозящие весомыми убытками и простоями.

Например, «Белаэронавигация», которую на Западе обвиняют в причастности к принудительной посадке в мае в Минске самолёта ирландской авиакомпании Ryanair, до пандемии могла зарабатывать до $50–70 млн ежегодно, предоставляя диспетчерское обслуживание зарубежным авиаперевозчикам. После запрета полётов над Белоруссией организация уже лишилась значительной части выручки.

Попавшие под западные санкции белорусские автомобилестроительные предприятия МАЗ, БелАЗ, «Амкодор» и вовсе оказались в патовой ситуации. Так, по официальной информации, БелАЗ, который и до санкций находился не в самом лучшем положении (у автогиганта общая сумма долгов более $0,5 млрд, а чистая прибыль в 2020 году упала в 8 раз по сравнению с 2019-м, составив всего $12 млн) уже испытывает сложности в работе на европейском и американском рынках, в том числе недополучает важные комплектующие.

Из-за санкций основные зарубежные поставщики двигателей, красок, насосов, клапанов, регуляторов и т. п. отказались от сотрудничества с предприятием. Объявили о прекращении поставок своей продукции Becker Group, Liebherr и Danfoss. Однако наиболее чувствительный удар по БелАЗу нанесли поставщики двигателей – о разрыве сотрудничества сообщили американская компания Cummins и британская Rolls-Royce. Дополнительно к этому в начале июля Международная горно-металлургическая группа «Метинвест» украинского олигарха Ахметова заявила, что направила запрос в Европейскую комиссию для разъяснения возможности закупок у попавшего под санкции БелАЗа и также прекратила поставки. Позже Криворожский горно-металлургический комбинат ArcelorMittal объявил, что приостанавливает закупки у белорусского автогиганта и отправляет вопрос в юридический отдел для анализа. Все это поставило перед руководством предприятия серьезные вопросы, так как полностью закрыть все образовавшиеся бреши за счет российских или китайских поставщиков оказалось невозможно.

Аналогичная ситуация наблюдается и в других компаниях, попавших под санкции. Как отмечал ранее первый заместитель министра промышленности Белоруссии Сергей Гунько, в республику отказался поставлять свои двигатели и Mercedes. С учтём того, что за четыре первых месяца 2021 года на страны ЕС приходилось более 22% импорта двигателей внутреннего сгорания, свыше 75% импорта шасси и 36% коробок передач, проблема для белорусского автопрома выглядит глобальной.

В сложившейся ситуации белорусские производители решились на шаг, который в истории страны стал уникальным. МАЗ, БелАЗ и «Белаэронавигация» ещё в конце августа – начале сентября подали иски к Совету Евросоюза с требованием отменить введенные ЕС против них санкции и возместить все судебные издержки. В качестве аргументов были приведены интересные факты. В частности, МАЗ и БелАЗ заметили некорректное указание своего официального наименования в документах ЕС: ОАО «МАЗ» вместо ОАО «Минский автомобильный завод» – управляющая компания холдинга «Белавтомаз», а также ОАО «БелАЗ» вместо официального ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания «Белазхолдинга». По мнению белорусской стороны, это не позволяет идентифицировать лица, указанные в решении Евросовета.

Кроме указания на формальные неточности, компании заявили о том, что для введения санкций предоставлен недостаточный объём доказательств, а сами ограничения необоснованны и в них «не прослеживается полной связи между причинами и введённым объёмом мер». В данном случае можно отметить, что в качестве основания для введения рестрикций, например, против БелАЗа в ЕС указали на то, что автогигант является источником «значимых доходов для режима Лукашенко» и ответственен за репрессии против гражданского общества. Последнее подтверждалось тем, что «ОАО «БЕЛАЗ» предоставило свои помещения и оборудование для проведения политической акции в поддержку режима, а сотрудников, которые участвовали в забастовках и мирных акциях протеста, пугало и угрожало им увольнениями». При этом никого в ЕС не смутило, что собственником предприятия является государство, и было бы странно, если бы на нём были организованы антигосударственные мероприятия.

В свою очередь, «Белаэронавигация» в иске указала, что действия Совета ЕС не имеют фактического обоснования. По мнению представителей организации, при наложении санкций не был соблюдён принцип соразмерности, так как они «рискуют поставить под угрозу обеспечение безопасности полётов в международной авиации». И не согласиться с доводами белорусской стороны в данном случае сложно, так как на сегодня нет никаких юридически обоснованных доказательств того, что майский инцидент с самолётом Ryanair нарушал как белорусские, так и международные нормы. Расследование всё ещё продолжается, а санкции были введены до его окончания.

Вместе с тем нынешние попытки белорусских предприятий при помощи европейских механизмов снять с себя санкции Евросоюза, членом которого Белоруссия не является, вряд ли увенчаются успехом. Главной причиной этого является то, что вводимые ЕС ограничения носят не только политический характер. В борьбе за рынки сбыта ведущие западные игроки стремятся использовать любую возможность, чтобы убрать со своего пути конкурентов. Нынешняя ситуация вокруг Белоруссии как нельзя лучше подходит для того, чтобы максимально избавить мировой рынок от белорусских производителей. Речь идет не только о БелАЗе, но и о производителе калийных удобрений «Беларуськалий», нефтеперерабатывающих предприятиях Белоруссии и т. д. Поэтому рассчитывать на то, что в Евросоюзе положительно рассмотрят белорусские иски, по всей видимости, не стоит. Возможным вариантом дальнейшего развития событий может стать разве что затягивание европейскими чиновниками решения вопроса с целью создать условия для определённого торга с Минском, например, по миграционным и политическим вопросам.

Антон Полянич, Одна Родина