Школы Калифорнии ждет «деколонизация» математического образования, которая отменит одаренных детей, а заодно и единственно верный ответ в задачках. Кому это пришло в голову и как далеко может зайти?
Тысячи американских преподавателей бьют тревогу: реформа математики в школах Калифорнии грозит превратить «продвинутый» штат в резервацию двоечников. А в случае последующего внедрения по всей стране реформа и вовсе поставит крест на США как научной державе, утверждают они.
Низкое качество американского школьного образования в области формальных и естественных наук (т. н. STEM: science, technology, engineering and mathematics — наука, технологии, инженерия и математика), и калифорнийского в особенности, давно стало притчей во языцех. Но то, что власти «Золотого штата» задумали сотворить с собственными школами в рамках 800-страничного проекта «Калифорнийская математическая система» (California Mathematics Framework, CMF), поражает воображение.
Темнокожие и испаноязычные школьники не успевают по математике, и это их крайне огорчает, констатируют реформаторы. Поэтому давайте-ка резко упростим программу, чтобы ее мог освоить любой учащийся, перенесем алгебру в 9 класс и отменим продвинутые курсы для якобы одаренных.
А заодно сделаем математику социально справедливой, избавив ее от белого превосходства, продолжают авторы CMF. Это когда кто-то ошибочно думает, будто у арифметической задачи есть лишь один верный ответ, что ее нужно решать самостоятельно или что содержание урока определяет учитель, а не ученики.
«Да что же вы творите!» — стонет в ответ профессура и строчит открытые письма, предрекая Америке непоправимое отставание в науке. Этого сопротивления в Калифорнии пока хватило только на то, чтобы притормозить реформу: ее судьба окончательно решится в мае 2022 года.
Однако под прицелом «прогрессистов», продвигающих свои «преобразования» на деньги мизантропов, — не одна математика. Похоже, они и правда вознамерились отбросить США, а с ними и все человечество в Новое Средневековье — с тотальной безграмотностью пораженных в правах низов и безграничными возможностями новой суперэлиты.
«Вы плодите несправедливость!»
Существует два открытых письма американских преподавателей точных наук, озабоченных планами реформаторов. Одно было составлено еще в июле 2021 года — под ним сегодня стоят 1210 подписей. Второе появилось в начале декабря и успело собрать 1470 подписантов. Письма критикуют реформу с разных позиций, поэтому стоит ознакомиться и с тем, и с другим.
Начнем со второго, более «математически ориентированного» письма.
Калифорнийская реформа CMF, говорят его авторы, нацелена на сокращение разрыва в успеваемости учеников. Но каким образом? За счет отмены продвинутых математических курсов во всей средней школе — таких, как «Русская математическая школа», например. Цель-то похвальная, но средство никуда не годится, добавляют преподаватели: вы просто усложните жизнь ребятам из бедных семей, поступающим в колледжи на STEM-дисциплины. Им будет трудно наверстывать упущенное, тем более в конкуренции с абитуриентами из-за рубежа.
Кроме того, вы планируете резко сократить часы на алгебру и матанализ в пользу «более справедливой» «науки о данных». Что это вообще такое? Судя по всему, на ее уроках будут изучаться «экселевские» таблицы, которые устареют раньше, чем кончится колледж. А ведь нынешние вызовы, стоящие перед математиками, как и столетия назад, требуют знания алгебры, а не «Экселя».
И в целом, хватит стричь детей под одну гребенку, призывают профессора. В школах должны быть разные программы математики, ориентированные на разных учеников, чтобы лучшие из них смогли полностью реализовать свой потенциал. Иначе вы увеличите неравенство, а не сократите его — особенно в сравнении с учениками частных школ.
Авторы более раннего письма идут дальше в своих рассуждениях.
Вы строите «дивный новый мир» на основе сомнительной идеологии, обращаются они к реформаторам CMF. Вы предлагаете вникать на уроках математики в экологические проблемы, развивать политическое сознание учеников и рассказывать им о вкладе в науку «исторически маргинализированных людей» — читай, небелых.
Вы прямо отвергаете идею о природном даре и не верите в таланты детей. Вы пытаетесь искоренить в математике несправедливость, но на самом деле лишь оскорбляете ребят с небелым цветом кожи. Ведь они, по-вашему, не имеют никаких способностей к точным наукам — поэтому-де курсы и не нужны! В общем, пожалуйста, сдайте назад.
«Белые поклоняются написанному слову»
Кому-то может показаться, что подписанты перегибают палку. Таковым следует ознакомиться с одной из программ, упомянутых в CMF, — она называется «Путь к равноправному обучению математике». Ее авторы прямо называют математику расистской наукой и требуют ее «деколонизировать».
Особенно поражают указанные там способы проявления «белого превосходства в математике». Эти «примеры расизма» стоит перечислить в полном объеме. Итак:
1. Перфекционизм (Perfectionism) — когда ошибка в решении задачи считается проблемой, а не возможностью.
2. Чувство срочности (Sense of Urgency) — учитель старается преподать весь материал, а для отвлечений на уроке нет времени.
3. Оборонительность (Defensiveness) — положение отстающих учеников не принимается в расчет.
4. Количество превыше качества (Quantity Over Quality) — учитель засыпает класс задачами вместо того, чтобы обсудить чувства, возникающие от них.
5. Поклонение написанному слову (Worship of the Written Word) — ценятся лишь утвержденная программа, письменный текст или опубликованная книга.
6. Патернализм (Paternalism) — учитель сам решает, что изучать на уроке, или думает, что вправе исправлять ошибки учеников.
7. Мышление «или-или» (Either/Or Thinking) — если ученик не получает хорошие отметки, значит это плохой ученик.
8. Концентрация силы (Power Hoarding) — учитель требует от учеников поднимать руку, прежде чем ответить.
9. Боязнь открытого конфликта (Fear of Open Conflict) — правильные ответы принимаются в расчет, ложные отвергаются.
10. Индивидуализм (Individualism) — математический пример должен быть решен самостоятельно, а не коллективно.
11. Только один правильный путь (Only One Right Way) — у задачи есть лишь одно верное решение.
12. Прогресс означает увеличение (Progress is Bigger, More) — чем больше примеров способен решить ученик, тем лучше.
13. Объективность (Objectivity) — вера в объективность математических формул, изучение предмета от простого к сложному.
14. Право на комфорт (Right to Comfort) — учитель не входит в положение ученика, не готов погружаться в политические проблемы.
Представленный «список грехов» практически без изменений кочует из пособия в пособие, посвященные «искоренению белого превосходства» в разных сферах американской жизни. Принципиальная новизна состоит в том, что он едва ли не впервые применен к математике.
Все это токсичное безобразие, по мысли «новаторов», должно уйти в прошлое. Как и, например, местоимения «он» и «она» в задачах — вместо них следует употреблять инклюзивно-гендерное «они», даже если подразумевается единственное число. А еще пятиклашки смогут решать задачки про 10-летнюю девочку-трансгендера…
Урок непослушания
Остается добавить, что программу «Путь к равноправному обучению математике» продвигает НКО Education Trust-West, чью материнскую компанию возглавляет Джон Кинг-мл., министр образования в кабинете Барака Обамы. А финансируется программа на средства Фонда Билла и Мелинды Гейтс. Того самого, который вкладывается в патенты на семена и синтетическую еду, создает корма из личинок и искусственное грудное молоко, выделяет сотни миллионов на ковид-тесты и вакцины.
Все выглядит так, будто сторонник планомерного сокращения численности населения Земли Билл Гейтс готов идти к этой цели не только через разработку прививок или монополизацию пищевых цепочек, но и с помощью тотального разрушения школьного образования — даже в США.
Кто-то может сказать: да гори она ясным пламенем, эта Америка! Ежели американцам так нравится терять из-за элементарных арифметических ошибок космические спутники стоимостью 125 млн долларов, жизни своих солдат на Ближнем Востоке и от 7000 до 9000 ежегодных пациентов, принимающих неверно рассчитанные дозы лекарств, то кто же в этом виноват?
Беда, однако, в том, что на Штатах этот «математический эксперимент» не остановится. Рано или поздно его попытаются провести и в России, чтобы освободить двоечников от «токсичности» фундаментального образования и «превосходства» учителей. И тогда мы прочтем в методичках «реформаторов» знакомые рецепты — про излишний патернализм, зашкаливающий перфекционизм и непомерное поклонение написанному слову…