Non progredi est regredi
(«Не идти вперед — значит идти назад»)
На сегодняшний день становится очевидным, что реинтеграция ДНР и ЛНР в Украину уже представляется невозможной: сначала это подтвердилось невыполнением Минских соглашений со стороны Киева, далее признанием независимости ДНР и ЛНР со стороны России и наконец началом военной операции РФ. Эта череда событий позволяет говорить о том, что фактически территории Донецкой и Луганской областей для Украины утрачены безвозвратно.
Несмотря на все политические мотивы указанных процессов, экономическое «отделение» ДНР и ЛНР от Украины произошло еще раньше — в 2017 году Украина ввела запрет на перевозки через границу с республиками и фактически установила эмбарго на торговлю с ними. В феврале 2022-го в отношении ДНР и ЛНР были введены всеобъемлющие санкции, которые фактически блокируют всю внешнеэкономическую деятельность этих регионов с западными странами, включая экспорт, импорт и иностранные инвестиции. Такая изоляция ДНР и ЛНР от остального мира означает необходимость разработки собственной модели их внешнеэкономических отношений.
Санкции в отношении как России, так и рассматриваемых республик, по всей видимости, будут усиливаться (или по крайней мере не уменьшаться), поэтому нужна переориентация внешнеэкономических связей, в том числе для ДНР и ЛНР, которые могут в дальнейшем встраиваться в глобальные производственно-сбытовые цепочки с участием России в качестве поставщиков (такой подход особенно важен с точки зрения ожидаемой диверсификации нашей страны на альтернативные рынки). Здесь нет ничего нового, поскольку начиная с 2014 года экономики ДНР и ЛНР уже были «перенастроены» на работу с российским рынком. «Отдаление» от экономики Украины будет означать приближение к российской экономике и формирование единого экономического пространства ДНР и ЛНР с ней. По существу, такой подход говорит о том, что в экономическом плане ДНР и ЛНР для России будут представлять территориальные образования, аналогичные регионам нашей страны.
Экономика ДНР и ЛНР в дальнейшем может быть интегрирована с экономиками России и Республики Беларусь в рамках Союзного государства, что позволит им использовать все возможности Таможенного союза ЕАЭС и Единого экономического пространства.
Поэтому внешнеэкономические связи республик могут быть помимо России и Белоруссии сориентированы на других членов Таможенного союза — Казахстан, Армению и Киргизию. Также, учитывая специализацию экономики Донбасса на производстве продукции горнодобывающей и металлургической отраслей, в перспективе возможна (но не очевидна) поставка этих товаров на крупные развивающиеся рынки с высоким потенциальным спросом (в частности, Китая и Индии и других стран — членов БРИКС). Однако здесь все во многом зависит от будущего формата и конструкций экономических отношений России с этими государствами. Ранее ожидалось, что после пандемии в мире будет всплеск международного экономического сотрудничества, которого не было со времен Второй мировой войны. В реальности оказалось, что мировая экономика «сдавливается» беспрецедентными ограничениями, последствия которых еще только предстоит оценить.
С учетом того, что ДНР и ЛНР находятся под жестким давлением санкций, компании этих республик могут быть нацелены на продолжение экспорта своей продукции в Россию, как это, собственно, и происходило после 2014 года. Россия в свою очередь может стать своеобразным посредником, который косвенно будет вовлекать ДНР и ЛНР в участие в глобальных производственно-сбытовых цепочках, в которых участвует сама. Впрочем, нахождение как России, так и рассматриваемых республик под санкциями необходимо воспринимать как некоторый долгосрочный контекст, исходя из которого нашей стране необходимо изменять и по-новому выстраивать всю архитектуру внешнеэкономических взаимодействий, будь то внешняя торговля, прямые иностранные инвестиции или участие в международных финансовых операциях. Хозяйства ДНР и ЛНР могут стать «экономиками-спутниками» для России, что позволит развивать взаимовыгодное сотрудничество.
Оценивая экономический потенциал республик, важно определить, возможно ли в перспективе обеспечить их самодостаточность с точки зрения той продукции, которую они экспортируют — угля и сырья для металлургии. В данном контексте рост мировых цен на энергетическое сырье и основные металлы, которые, вероятно, останутся высокими в краткосрочной перспективе, сыграет на руку экономикам республик. В части других направлений развития можно отметить высокий потенциал инфраструктуры портов ДНР для развития морских перевозок во внешней торговле, в том числе и со странами дальнего зарубежья. Однако здесь все будет зависеть от позиции третьих стран, в частности Турции, по проходу судов через черноморские проливы.
Несмотря на существенное ослабление экономик ДНР и ЛНР в ходе текущего кризиса, они обладают высоким инвестиционным потенциалом с точки зрения привлечения иностранных капиталовложений, что уже подтверждалось интересами многих зарубежных партнеров. Однако здесь тоже не все так радужно, поскольку на первом этапе после завершения военной операции России на Украине ключевыми будут социальный аспект и ориентация на восстановление разрушенной экономики и инфраструктуры (транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной) ДНР и ЛНР, в чем ключевую роль сыграют российские инвесторы, а также субсидии, которые применяются Россией в отношении республик уже несколько лет. Следует принимать во внимание, что экономический потенциал ДНР гораздо шире, чем у ЛНР, и в отношении этих двух республик необходимы разные подходы к оценке возможностей развития их экономического сотрудничества с Россией. В любом случае для нашей страны полезной бы была разработка поэтапной Стратегии усиления экономического взаимодействия с ДНР и ЛНР, реализация которой позволит говорить об их постепенном «приближении» к формату сотрудничества в рамках Единого экономического пространства.
В любом случае признание Россией независимости ДНР и ЛНР создает сферу правового взаимодействия между государствами и открывает новые горизонты для развития масштабного сотрудничества. И в данном случае с учетом нынешних событий уже не так важно, какова позиция стран Запада на этот счет.
Евгений Смирнов, газета «Известия»