Последствия вступления Финляндии в НАТО

Источник: ru24.net

Для Хельсинки вступление в НАТО может означать откат к юридическому статусу времен 1944 года

Представители Швеции и Финляндии передали в штаб-квартиру НАТО официальные заявки на вступление в альянс.

Теперь обращение двух стран должен рассмотреть на своём заседании Североатлантический совет. Он состоит из постоянных представителей стран-членов и является основным политическим органом альянса. Далее Совет должен выпустить протокол о присоединении и официально пригласить Стокгольм и Хельсинки в НАТО. С этого момента и стартует процесс присоединения к Организации Североатлантического договора.

После решения Североатлантического совета соглашение о вступлении в НАТО должны ратифицировать парламенты всех 30 стран — членов блока. После этого документы о присоединении к альянсу будут переданы на хранение правительству США. И именно Штаты поставят последнюю точку в вопросе быть или не быть Финляндии и Швеции в НАТО. Ведь американское правительство имеет право отказать в принятии документов по формальным причинам. А именно принятие документов Штатами считается окончанием процесса приёма в Североатлантический альянс.

Как видим, судьба членства Финляндии и Швеции в НАТО находится в руках США. И именно Вашингтон является главным лоббистом евроатлантической интеграции Хельсинки и Стокгольма.

Почему они это делают, можно догадаться, если вспомнить, что Финляндия параллельно пытается раздуть так называемую «проблему Сайменского канала».

Сайменский канал — это судоходный канал, расположенный между финским озером Сайма и Выборгским заливом. Он функционирует с 1856 года и считается крупнейшим в регионе. Сайменский канал связывает внутренние районы Финляндии с судоходными маршрутами на Балтике. По нему идёт основной грузопоток экспорта финской древесины, масла, а также продукции чёрной металлургии.

Ранее весь канал находился в юрисдикции сначала Российской империи, а затем Финляндской республики. Всё изменилось после того, как в 1940 году в состав Советского Союза вошёл Карельский перешеек. Окончательно он был закреплён за СССР Парижским мирным договором 1947 года. Этот договор, заключённый по итогам Второй мировой войны, окончательно определил границу между СССР и Финляндией.

С тех пор часть Сайменского канала протяжённостью 19,6 км находилась сначала на советской, а затем на российской территории. В 1962 году, в период правления Никиты Хрущева, эта часть канала была передана в аренду Хельсинки. Договор об аренде был перезаключён в 2010 году. Арендный срок был продлён до 2063 года.

После того, как правительство Финляндии приняло решение вступить в НАТО, российское руководство заявило о возможности пересмотра договора 2010 года. В то же время из Хельсинки стали звучать заявления, что Сайменский канал находится не в аренде, а является кондоминиумом.

Кондоминиумом в международных отношениях именуется совместное владение одной и той же территорией несколькими государствами. Это понятие используется применительно и к водным артериям.

Так, река Мозель считается совладением Люксембурга и Германии, а часть Боденского озера – совладением Германии, Австрии и Швейцарии. Причём в последнем случае Боденское озеро считают кондоминиумом только в Вене. В Берлине и Берне водную артерию считают только своим владением. На эти прецеденты в Хельсинки и ссылаются.

Заодно ссылаются на то, что договор об аренде предполагает некоторые ограничения действия российского законодательства в арендованной зоне канала. В частности, в зоне канала законодательством Финляндской Республики, а не Российской Федерации регулируются взаимоотношения между гражданами Финляндии и третьих стран, трудовые отношения, режим судоходства. Финская сторона может осуществлять строительство инфраструктуры, необходимой для эксплуатации канала, а также сдавать определённую часть территории в субаренду.

Главный же «аргумент» Хельсинки заключается в том, что Финляндия в одностороннем порядке заявила о выходе из Парижского договора 1947 года. И всё это только для того, чтобы спровоцировать очередной конфликт вдоль российских границ. Ведь США необходимо долгосрочное противостояние России и Запада. Для этого нужно заложить между ними максимальное количество конфликтов.

В данном случае расчёт делается на то, что, согласно стратегической концепции НАТО, логистические объекты стран-членов блока относятся к «критической инфраструктуре». В «объекты критической инфраструктуры» включены и те транспортные маршруты, которые являются совладением со странами, не входящими в блок. Такие объекты рассматриваются как находящиеся на территории Организации Североатлантического договора. Они подлежат защите.

После принятия Хельсинки в НАТО в эту категорию, по замыслу США, и должна попасть российская часть Сайменского канала.

Вопрос только в том, к чему это приведёт.

После отказа от Парижского мирного договора 1947 года, Финляндия вернулась к состоянию статус-кво на момент советско-финского перемирия 1944 года. Напомним, что по условиям этого перемирия Хельсинки согласился на передачу СССР полуострова Порккала, расположенного вблизи Хельсинки, предоставление прав на транзит войск через Финляндию, выплату репараций, установленных Советским Союзом. Некоторые положения перемирия фактически допускали внешнеполитический протекторат Москвы над Хельсинки.

Всеми этими правами Россия до сих пор не пользовалась – между нашими государствами действует договор о дружбе. Вхождение Финляндии в НАТО автоматически прекратит действие договора о дружбе. Правопреемницу Советского Союза буквально вынуждают вспомнить о положениях перемирия 1944 года.

Юрий ГородненкоРен