Франция начала работу с европейскими и украинскими партнерами по созданию специального трибунала для расследования действий России на Украине, заявили в МИД страны
Скорее всего, «специальный трибунал» задумывается исключительно как политическая, пропагандистская акция, направленная на поддержание в информационной среде антироссийских настроений. Нелегитимность подобного органа (даже в случае его создания) очевидна исходя из отсутствия у государств «коллективного» Запада мандата на осуществление юрисдикции в отношении России. Как следствие, любые учреждаемые ими квази-юрисдикционные органы заранее лишены международной правосубъектности.
В данном случае не может быть никаких аналогий с Международным военным трибуналом в Нюрнберге, когда союзники по антигитлеровской коалиции, основываясь на историческом праве государств-победителей, смогли учредить и провести «Суд народов» над нацистскими преступниками.
Нынешний «коллективный» Запад не имеет такого исторического права, поскольку не только не победил, но и проиграл: вместо исторической правды Запад выбрал реабилитацию нацизма, вместо договора о гарантиях безопасности Запад получил украинский кризис, вместо доступных по цене энергоносителей – дефицит электричества и тепла, инфляцию и проблемы в сфере продовольствий. «Коллективная» система управления не дает ни морального, ни юридического права на «коллективный» суд. Это ущербная и провальная модель.
После Международного военного трибунала в Нюрнберге и создания ООН трибуналы всегда создавались и действовали на строгой международно-правовой основе:
– международный трибунал по бывшей Югославии (резолюция Совета Безопасности ООН № 827 от 25 мая 1993 г.);
– международный трибунал по Руанде (резолюция Совета Безопасности № 955 от 8 ноября 1994 г.);
– специальный суд по Сьерра-Леоне (соглашение о создании суда между ООН и Сьерра-Леоне 2002 г.);
– специальный трибунал по Ливану (резолюция Совета безопасности ООН 1664(2006) от 29 марта 2006 г.);
– специальный Африканский трибунал (договор между Африканским Союзом и Сенегалом 2012 г.).
Каких-либо других юридических оснований для создания ad hoc трибунала в международном праве не существует.
Небезынтересно отметить и то, что 30 мая 2000 года судьи Международного трибунала по бывшей Югославии (большинство которых было представлено юристами из западных стран) заявили о том, что не будут рассматривать обвинения в адрес НАТО о предполагаемых нарушениях законов ведения войны во время бомбардировок Косово. В докладе говорится, что трибунал просто «не нашел никаких доказательств и необходимой правовой базы для обвинений НАТО в геноциде или преступлениях против человечности».
Не будет лишним последовательное отстаивание Россией (как это делал и СССР) концепции абсолютного иммунитета (неподсудности) государства по отношению к любым международным юрисдикционным органам, к которым уже давно утрачено доверие. Для дополнительной защиты нашего суверенитета следует провести проверку всех заключенных Россией международных договоров, из которых гипотетически может проистекать установление юрисдикций каких-либо внешних судебных органов.
А самым лучшим ответом России будет дальнейшее формирование следственными органами досье об украинских преступлениях на Донбассе. Чтобы защитить историческую правду. В очередной раз.