Трепещи, Алексей Троцюк, с «Холопом»! Идёт «Чебурашка-2022». Вернее, уже вышел и уже обогнал по сборам. Хотя — упс. Тут тоже продюсер Троцюк
Режиссёр Дмитрий Дьяченко сделал идеальный новогодне-рождественский хит. Некоторые коллеги пытаются как-то увязать успех «Чебурашки» с отсутствием голливудской продукции на русских экранах и с назойливостью, достойной лучшего применения, лепят эту мантру во все посты. Но это чушь. Это вы «Маше и медведям» расскажите, ага.
Решение обратиться к классическому образу ушастого чучела непонятного генезиса было точным и беспроигрышным. Потому что это наш мишка Паддингтон и прочие милые странные зверята, которые у каждой культуры свои. А тут, в новом фильме, и своя Круэлла Де Виль, и свои «Сказки юга», явно ялтинско-сочинские, — тут своё всё. Плюс вполне уловимый образ телеведущего Дроздова, который тоже давно архетип. Отличная картинка Ивана Лебедева и команды, которая ваяла CG, — чистый, беспримесный оптимизм в каждом кадре. Сказку хотели — вот вам сказка.
Как показывает опыт успеха того же «Холопа» или «Вампиров средней полосы», любой сюжет на отечественном материале, если он выполнен более-менее достойно, сразу приобретает мегазвучание. Узнаваемость того, что диванные культурологи называют «культурным кодом», на самом деле поколенческая трансмиссия архетипов — от бабушек и дедушек, которые бежали из-под стола к телевизору, ещё когда на экране пиликал на гармошке крокодил Гена на стихи Тимофеевского. И мультики показывали раз в неделю.
Что нам ваша Круэлла — у нас есть Елена Яковлева с её персонажем буквально из жизни. Что нам ваша озвучка диснеевских героев, если у нас есть Ольга Кузьмина, ну а Сергей Гармаш — такой универсальный кинодядюшка, ворчливый, но справедливый, — если надо создать атмосферу добра, годится в любой удачный фильм, который снимается в любом уголке мира. Меня, правда, пугает аккуратность, с которой он раскладывает по дому свои рабочие инструменты: это как-то не очень по-русски. Кстати, отчётливая цитата «We wish you a merry Christmas» родом из Англии XVI века в саундтреке тоже слегка озадачивает. Но если уж композитор Иван Канаев так решил — так тому и быть: может, это прощальный привет зарубежным прокатчикам.
Картину промотируют как «от создателей «Последнего богатыря». Я не знаю, что там с богатырём: богатыри были слишком давно, я тогда не жил, не помню, ничего сказать не могу и мне совсем не интересна лобовая замена одних супергероев на других, даже если они в лаптях. А с Чебурашкой мы жили в одной стране, и я про него знаю всё. И про апельсины, которые если и появлялись у нас на Дальнем Востоке, то только под Новый год. С Чебурашкой мы дожили до страны, где апельсины есть круглый год и мультики показывают уже не раз в неделю по чёрно-белому телевизору, а каждый раз, когда дитятко надо отвлечь, развлечь и вообще чтобы отстало от родителей, — «на тебе планшет».
Всё изменилось, а Чебурашка, как Цой, жифф. Правда, у него появились зубки, причём некрасивые. Но что взять с дикого зверя: у него не было личного стоматолога.
Но самое главное, является семейное, весёлое и доброе кино маркетинговым ходом продюсеров или нет, — задано направление, образец. Возможно, описан вариант выхода из ступора и стагнации в кинопрокатном бизнесе. И вот за это всем, кто принимал участие, большое человеческое спасибо.
Игорь Мальцев, RT