В общении с иностранными друзьями я часто говорю, что украинский нацистский банановый режим не представляет собой ничего особенного
Как десятилетия назад нас приучали восхищаться и стремиться к фейково-гламурной модели скандинавской социал-демократии (где волки и овцы не только целы, но и близко дружат, время от времени переодеваясь в шкуры друг друга на вечеринках, обильных терпимостью и наркотиками), сегодня Украина превращается в новую матрицу, в которой должен будет отливаться весь завтрашний мир.
Чтобы на начальном этапе изготовления матрицы придать ей необходимую форму, нужен поддатливый материал: без памяти, без прошлого, без вопросов. Именно для этого, задолго до сегодняшних трагических событий киевская колониальная власть – единая в разных лицах и масках – взяла курс на уничтожение, унаследованной от запрещенного прошлого, советской модели образования и установление полного контроля над СМИ.
Настоящей целью этого является даже не хуторская лубочная “украинизация” и привитие населению холопской разновидности “патриотизма”, а превращение граждан некогда культурной и просвещенной республики в агрессивных невежд, люмпенов, деклассированный элемент, независимо от вида их деятельности и уровня доходов.
Но было бы огромной ошибкой считать, что это чисто украинская специфика.
Всеобщая ускоренная люмпенизация населения планеты – одна из главных характеристик правящей миром неолиберальной диктатуры, ведущей войну против человечества. Просто Украине выпала сомнительная честь оказаться в авангарде этой войны.
Словари говорят, что происхождение слова lumpen – это сокращение немецкого слова Lumpenproletariat, что переводится как “люмпенпролетариат”. Его более точное значение – “потрепанный или оборванный пролетариат”.
Это понятие, созданное Карлом Марксом между 1845 и 1946 годами в его работе “Немецкая идеология”, определяло низший социальный класс общества, который был гораздо беднее пролетариата, не имел классового сознания и поэтому легко продавался тому, кто больше заплатит или пообещает.
Прошло чуть больше века, и другой гений из другого места и времени, Фидель Кастро, в нескольких выступлениях повторил, что хотя развитие капитализма и приводит к усилению борьбы против него, при этом существует огромный риск. Поскольку капиталистическая система всегда порождает растущее моральное разложение человека, существует возможность того, что до всеобщего восстания против системы, люмпенизация масс может достичь такого уровня, что этот процесс станет необратимым и возможность революционных изменений будет навсегда утрачена.
Люди просто перестанут понимать, за что им нужно бороться.
Прошло еще несколько лет, и в 1972 году другой немецкий философ Андре Гундер Франк придумал еще одно понятие – “люмпенбуржуазия” – и использовал его для определения нового вида высшего класса, слабо осознающего собственную идентичность и принадлежность и легко продающегося своим колониальным хозяевам.
Из этого логически вытекало определение экономической системы “третьего мира” (куда уже по праву включена Украина) как “люмпенразвития”, а страны с такими характеристиками назывались “люмпенгосударства”.
Но если экономические элиты колониальных стран, за редким исключением на протяжении всей своей истории, всегда были колониальными, то есть полностью люмпенскими, то интересно понаблюдать, что произошло со средними классами.
В революционных и реформаторских процессах 60-х и 70-х годов образованный средний класс был очень важным двигателем перемен: тысячи учителей, врачей, государственных служащих, художников и журналистов всех континентов присоединились к борьбе за лучший мир в реалиях того времени, которые хорошо раскрыты в известных черно-белых хрониках.
Классовая борьба все еще называлась таковой, и в архаичном и консервативном языке того времени можно было ясно видеть отблески сияния более ранних исторических событий – от восстания Спартака и Парижской коммуны до штурма Зимнего дворца и Испанской республики.
Затем, в конце прошлого века, этот поступательный ход истории прекратился или куда-то свернул.
Вспоминая последние политические и культурные события на постсоветском пространстве и приход к власти на Украине нацизма, нельзя не вспомнить о сильных переменах в социальных движениях и о старых предупреждениях Фиделя.
Раньше, когда в разных странах с разными политическими системами велись настоящие политические дискуссии, у нас были время, образование и привычка размышлять, и была – о чудо! – потребность в рациональных аргументах.
В сегодняшней глобальной деревне, где социальные сети, создавая видимость всеобщей взаимосвязи, окончательно разделили нас, и отняв нашу привычку общаться живьем с другими существами из плоти и крови, превратили нас в стада одиночек, руководствующихся иллюзиями личных решений.
Если раньше эксплуатируемый рабочий после окончания смены знал, что оставшиеся часы принадлежат ему, это его личное время, теперь всевозможные экраны продолжают контролировать его пространство и мысли, и не только заставляют его потреблять и все глубже залезать в долги, но и вынуждают получать всевозможные стимулы в рамках парадигмы системы, питая его псевдокультурой, псевдоценностями и псевдоожиданиями, превращая всех нас в коллективное приложение телевизионной имбецильности.
Да, всех нас, поскольку эта логика – единственное, что сегодня одинаково распространено среди всех социальных классов и аудиторий разной покупательной способности. И вместо проблемы люмпенпролетариата, а затем люмпенбуржуазии сегодня возникает новое люмпенское общество, все элементы которого, наконец, совпадают в главном: в полном отсутствии видения будущего.
Люмпен – это существо, по сути неспособное разглядеть линию горизонта, его фантазии ограничены сантиметрами его физиологии, а его единственным социальным ориентиром является мода.
Его крайняя неуверенность в себе порождает постоянную потребность самоутвердиться единственным доступным ему способом, что делает его агрессивным. У люмпена нет сознания собственного социального класса, семьи или территории, поэтому он так же универсален, как коронавирус или кока-кола.
У люмпена нет этики и он полон морали – два качества, способные в рекордные сроки развалить любую политическое или религиозное построение. Люмпену нужны фюреры, свастики, матерные кричалки и к качестве культуры – клоуны, играющие причинным местом на пианино.
Именно при помощи люмпена система проникает в любые общественные и культурные пространства. Люмпен-инстинкт уличного вора помогает ему совершенно естественно присваивать любую борьбу других и быстро заменяет великую утопию Нового Человека персонажем комиксов с флагом любого цвета в руках и жевательной резинкой в душе.
В борьбе за освобождение Украины от нацизма, эта проблема должна стать одним из центров нашего анализа. Это сорванная резьба времени, ловушка, ведущая к ядерному коллапсу или пещерам предыстории.
Поэтому так необходим новый взгляд и другой уровень коллективного воображения, абсолютно несовместимые с этой люмпенизацией, привитой нам сверху. Будем надеяться, что у нас еще есть немного времени.
Олег Ясинский, Ukraina.ru