России и Белоруссии нужно искоренить наивное «западничество» в молодежной среде

Сегодня отмечается Международный день защиты детей, который был учрежден в 1949 году. С момента распада Советского Союза воспитание подрастающего поколения и в России, и в Беларуси во многом было пущено на самотек, что и привело сегодня к той ситуации, что для значительной части молодежи слово «патриотизм» стало чуть ли не ругательством

России и Белоруссии нужно искоренить наивное «западничество» в молодежной среде
Источник изображения: aif.ru

В условиях гибридного противостояния с Западом, который давно наловчился воздействовать на неокрепшие умы на информационно-идеологическом фронте, необходима скоординированная политика Москвы и Минска в этой сфере.

Защита детей и молодежи является приоритетной задачей как в Беларуси, так и в России. Эта тема обрела особенную актуальность в связи с событиями последних лет и углубляющимся противостоянием с Западом. В этом контексте работа с подрастающим поколением приобретает особое значение.

Специфика нынешнего гибридного конфликта с США и их союзниками заключается в том, что он имеет не только военно-политическое, но и информационно-идеологическое измерение. И борьба за неокрепшие умы становится одним из его «фронтов». Патриотическое воспитание молодежи должно стать одной из ключевых задач Союзного государства.

Однако что же понимать под патриотическим воспитанием и патриотизмом?

В советский период работа на данном направлении носила целостный и системный характер. Она была основана на господствующей коммунистической идеологии. Начиная с младшей школы, детей последовательно «прогоняли» через целый ряд структур: октябрята, пионеры, затем комсомол.

В этих организациях школьники не только воспитывались в духе «единственно верного» марксистско-ленинского учения — им также прививалось чувство общей огромной Родины и патриотизма. Эта система, безусловно, имела свои изъяны, но, тем не менее, это была монолитная программа по подготовке будущих советских граждан.

Однако данный метод воспитания канул в Лету вместе с развалом СССР и крахом коммунизма, после чего подрастающие поколения Беларуси и России оказались в принципиально новых условиях.

Во-первых, исчезло чувство общего Отечества. В один момент «отечества» у российских и белорусских детей оказались разные. И если в России изменение границ государства так до конца и не было отрефлексировано, а восприятие бывших союзных республик как «почти наших» по инерции сохранялось очень долго, то в Беларуси ситуация была принципиально иной.

В первые годы независимости было велико идеологическое влияние белорусского этнического национализма, в соответствии с которым перестраивались школьные программы. Приоритетом стало формирование новой национально-государственной идентичности, чтобы молодые белорусы в первую очередь чувствовали себя гражданами и патриотами именно Беларуси, а не общего государства с центром в Москве.

Более того, местные националисты стремились всячески разжигать ненависть к бывшей «метрополии», соответствующим образом перестраивая преподавание истории.

После 1994 года их агрессивное влияние на систему образования и воспитания детей и молодежи было ослаблено, но не ушло полностью. Результатом становилось нарастающее отчуждение новых поколений белорусов от России, восприятие ее как заграницы, иностранного государства — несмотря на очевидную культурную близость. Естественно, снижался уровень знаний белорусской молодежи о российской истории, культуре, географии.

Второй проблемой стало то, что с падением коммунизма школьники и студенты в России и Беларуси оказались под мощным воздействием западной культуры, стандартов и ценностей. Тамошнее общество потребления, музыка, кино, стиль, образ жизни стали эталоном и объектом подражания. «Как на Западе/как в Европе» стало своего рода знаком качества.

В Беларуси это наивное западничество входило в резонанс с местным национализмом, основанном на мифе о том, что, мол, республика «более европейская» в сравнении с Россией. Это также способствовало распространению антироссийских стереотипов в белорусском обществе, особенно среди молодежи. Стоит ли после этого удивляться массовому выходу «европейски ориентированных» молодых людей под националистическими флагами на улицы Минска в августе 2020 года?

Сегодня, когда Беларусь и Россия вместе противостоят коллективному Западу, важно преодолеть эти провалы в политике в отношении подрастающего поколения.

Массовый «исход» белорусских айтишников за границу и толпы «испуганных патриотов» в Верхнем Ларсе — наглядное свидетельство допущенных ошибок в этой сфере.

Что важно сделать, чтобы изменить ситуацию? Во-первых, необходима актуализация идеи общего Отечества. Союзное государство должно быть не безликой бюрократической надстройкой, а восприниматься как общая Родина белорусов и россиян. В противном случае у белорусской молодежи возникают вопросы, почему их страна оказалась втянута в конфликт на стороне России, и они вынуждены терпеть лишения из-за ухода привычных западных брендов, а также невозможности свободно выехать в Литву или Польшу, как это было несколько лет назад.

Представление о США и их сателлитах как о естественных конкурентах должно стать неотъемлемой частью воспитания белорусской и российской молодежи.

Молодые люди должны четко понимать, что попытки интеграции и объединения с Западом не несут ничего, кроме хронической бедности и отставания — как это и было последние тридцать лет.

Напротив, формирование независимого и самостоятельного геополитического центра на севере Евразии максимально отвечает интересам как России, так и Беларуси.

Сегодня обе страны медленно и осторожно начинают сближение своей политики в области воспитания детей и молодежи. В 2023 году в Минске министры образования Беларуси и России подписали План мероприятий по развитию взаимодействия ведомств в 2023–2024 годах. Запланирована организация белорусско-российского ресурсного центра по научно-методическому сопровождению педагогических классов. Среди мероприятий — фестиваль военно-патриотических лагерей и клубов, а также активная деятельность в рамках Ассоциации школ Беларуси и России.

Важно, чтобы эта деятельность не выродилась в очередную бюрократическую пустышку и наполнилась реальным содержанием.

Всеволод Шимов, Rubaltic.Ru