Украинские идеологи плюют и в себя, и в собственный народ

315 лет назад, 7 ноября 1708 года, был опубликован любопытный документ. Назывался он «Указ всему Малороссийскому народу» и был подписан царём Петром I. Сначала там идёт пышная «шапка» с перечислением титулов царя, а содержательная часть открывается пассажем: «Известно нам, великому государю, учинилось, что гетман Мазепа, забыв страх Божий и свое крестное к нам, великому государю, целованье, изменил и переехал к неприятелю нашему королю Швецкому…»

Украинские идеологи плюют и в себя, и в собственный народ
Украинская почтовая марка, посвящённая Ивану Мазепе. Фото: Commons.wikimedia.org

Плюнули сами в себя

Нынешний извод украинской государственности, формируя пантеон «великих предков», отдал Мазепе едва ли не самое почётное место. Юбилей гетмана отмечался на государственном уровне — наряду с юбилеем Степана Бандеры. Знак отличия президента Украины «Крест Ивана Мазепы» считается одной из самых престижных государственных наград. Портрет Мазепы красуется на банкноте Украины номинала 10 гривен. Памятников и улиц, названных в его честь, столько, что рискуешь сбиться со счёта. А высшая награда в области культуры и искусства, «Национальная премия имени Тараса Шевченко», унаследованная от СССР, была дополнена «Литературной премией имени гетмана Мазепы».

Вот этот последний момент дорогого стоит. Он прямо указывает — почему, собственно, фигура Мазепы стала для нынешних украинских элит настолько значимой и ценной. Всё очень просто. Единственной реальной заслугой гетмана они явно считают его предательство и переход на сторону шведского короля Карла XII. То есть тот факт, что Мазепа сознательно встал на сторону силы, которая должна была уничтожить Россию.

Русофобия нынешних украинских элит давно уже стала общим местом — этим никого не удивить. Но, прославляя Мазепу, эти самые элиты совершенно не заметили одну очень важную вещь. Намереваясь плюнуть в Россию, они плюнули не только в своих же собственных героев «украинства», но и в украинскую народность как таковую.

В 1816 году будущий товарищ (заместитель) министра внутренних дел Российской империи Алексей Левшин выпустил книгу «Письма из Малороссии», итог своего путешествия по южным окраинам России. Об исторической памяти тамошних жителей он отзывался с большой почтительностью: «Малороссияне пламенно любят отчизну свою и помнят славу предков своих, ненавидя тех из них, которые очернили имена свои презрительными поступками. Нет для них ничего ужаснее, как имя Мазепы. Они забывают себя от ярости при сем ругательстве».

«Мазепский — бранное слово»

Но, может быть, это всё «происки москалей, которые только и думают, чтобы очернить великий украинский народ»? Ничуть. Если нет веры великороссам, прислушайтесь к своим незыблемым авторитетам.

Тот же Тарас Шевченко, собирая и публикуя малороссийские народные песни-думы, вполне разделял позицию безымянных сочинителей, которые характеризовали Мазепу так: «проклятый», «проклятый пёс», «превражий». От себя же Шевченко добавил Мазепе ещё одну характеристику: «шведская приблуда».

Вот этнограф и писатель Матвей Симонов. Он был другом и свояком Пантелеймона Кулиша — создателя знаменитой «кулишовки», одной из первых версий украинского алфавита. А по совместительству — ещё и отцом Надежды Кибальчич, которая вела переписку с Иваном Франко и прославилась как писательница под псевдонимом «Наталка Полтавка». Словом, тест на «украинство» Симонов легко бы прошел. В его книге «Украінські приказки, прислівъя и таке инше» есть раздел «Ругать, ругань». Первым среди всех прочих ругательных слов там значится: «Мазепа!». А с небольшим отрывом, уже в женском роде и как имя нарицательное: «Проклятая мазепа!».

Ему вторит Борис Гринченко, писатель и автор первого фундаментального «Словаря украинского языка». Заслуги Гринченко таковы, что его именем назвали бывший Киевский педагогический институт. Так вот, в том самом словаре он помещает статью, где значится: «Мазепский — бранное слово». И приводит пример: «У нас у селі мазепою лаються».

Чёрные годы для простого народа

Впрочем, может быть, это последствия «царской пропаганды»? Известно же, что по указанию Петра I «Гетмана Ивашку Мазепу за такое его богомерзкое дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно». И анафема возглашалась по всем православным храмам — как в России, так и в Малороссии.

Снова мимо. Дело в том, что предательство гетмана стало, как говорится, всего лишь вишенкой на торте. Малороссы ненавидели Мазепу задолго до его предательства. Он носил клейноды гетмана рекордно долгий срок — 21 год. И эти годы стали для простого народа чёрными.

Нынешняя украинская националистическая пропаганда твердит, что Украина, дескать, не знала крепостного права до тех самых пор, пока Екатерина II не закрепостила несчастный, некогда вольный народ. Это враньё, которое опровергал ещё не кто иной, как Михаил Грушевский. Да-да, тот самый — историк, лидер украинского национального движения, в 1917-1918 гг. Председатель Центральной Рады Украинской Народной Республики. То есть фактически эталон «украинства». Он-то и отметил, что закрепощение крестьян началось как раз при Мазепе. Более того, с его личной подачи. Универсалом гетмана от 28 ноября 1701 года была узаконена барщина в размере двух дней в неделю. И вот к каким последствиям, по мнению Грушевского, это привело: «Разумеется, эта новая барщина страшно возбуждала крестьянство, у которого ещё были свежи в памяти времена беспомещичьи, когда оно хозяйничало на вольной земле. Особенным гневом дышали люди на гетмана Мазепу, подозреваючи, что это он, как шляхтич и „поляк“, как его называли, старался завести на Украине польские панские порядки». Обратите внимание — Мазепа заводит в Малороссии не «русские крепостные порядки», а «польские панские».

Конечно, всякий народ волен выбирать себе своих героев и брать с них пример. Это даже не обсуждается. Но, коль скоро одним из главных героев и столпов нынешней украинской государственности стал Мазепа, то надо быть последовательными — верить ему и брать с него пример во всём. А особенное внимание обратить на письмо гетмана, отправленное Петру I в январе 1704 года: «Наш народ глуп и непостоянен. Пусть великий государь не слишком даёт веру малороссийскому народу, пусть изволит, не отлагая, прислати на Украину доброе войско солдат, чтоб держать народ малороссийский в послушании и верном подданстве».

Константин Кудряшов, АиФ