Последнее, за что американцам хотелось бы благодарить своего президента в День благодарения, — это состояние американской экономики
То, что Джо Байден называет успехом в реальном денежном выражении, имеет вполне конкретную цену. Согласно недавнему анализу, типичное домохозяйство в США должно тратить дополнительно $11,4 тыс. в год только для того, чтобы поддерживать тот же уровень жизни, который был в январе 2021 года. То есть до того момента, как в Белом доме оказался его нынешний хозяин.
Что бы американский президент ни говорил об инфляции, которая по отчётам вроде бы даже пошла вниз, простые люди смотрят не на графики, а на ценники. С момента вступления Байдена цены в США выросли на 17,1%, и, вопреки всем макроэкономическим умствованиям, никакого разворота назад не видно. С допандемийных времён взлетела стоимость буквально всего. Нет ни одной статьи в обычном американском семейном бюджете, где можно было бы «вздохнуть».
Бензин на заправках подорожал на треть по сравнению с 2020-м. Авиабилеты за это же самое время выросли на четверть. На столько же стали дороже новые автомобили. В пандемию за машинами шла охота, теперь — бери не хочу. Но брать стали меньше. Ползёт вверх и арендная плата за жильё. На 22% за четыре года. Хочешь сэкономить на собственном жилье? Тоже не выйдет. Ситуация с доступностью первой квартиры или дома для молодой семьи — худшая за сорок лет. Ежемесячная плата по ипотеке за последние два года в среднем выросла вдвое.
В самых дорогих городах США, таких как Нью-Йорк, рост цен просто астрономический. В китайской прачечной за стирку мужской рубашки берут уже по $5, за стрижку с укладкой — $50. Проезд в такси за год вырос на 20%. Только поднял руку и сел, не проехав даже квартала, а счётчик, заранее учитывающий все налоги и сборы, уже показывает $9,5. Цены явно растут быстрее официальных показателей инфляции. В октябре, по данным американского Бюро статистики труда, она составляла 3,7%.
Лейбл «байденомика» раздражает американцев и звучит как ругательство. Пиарщики Демпартии, не мудрствуя лукаво переделавшие на новый лад определение времён Рейгана (рейганомика когда-то действительно была историей успеха), своими руками выкопали Байдену ещё одну волчью яму. По инерции президент США всё ещё рифмует эту самую байденомику с американской мечтой, но и мечта уже растаяла. Лишь 36% жителей США считают, что она вообще хоть сколько-то актуальна.
Среди этих людей вряд ли получится обнаружить 6,5 млн безработных. При Байдене уровень безработицы в США вырос почти до 4%. Потери рабочих мест по отраслям исчисляются десятками тысяч. Минус 35 тыс. на производстве, минус 12 тыс. на транспорте, минус 10 тыс. в сфере IT, 5 тыс. потеряла индустрия кино и звукозаписи. Почти везде речь идёт не о подёнщиках и чернорабочих, а о квалифицированных кадрах. Не тех, кто заполняет статистику, а кто действительно влияет на фундаментальные процессы.
Исчезнувшие рабочие места, взлетевшие цены — это рухнувшие рейтинги. С экономикой у Джо Байдена ещё хуже, чем с внешней политикой. Лишь 35% избирателей в семи колеблющихся (то есть ключевых для избирательной кампании) штатах доверяют в этом вопросе президенту США. Сильнее всего он теряет поддержку среди независимых. То есть тех, кто при плюс-минус равном соотношении республиканцев и демократов и склоняет чашу весов на выборах в пользу того или иного кандидата.
В отличие от далёких от повседневной жизни вопросов вроде ситуации на Ближнем Востоке или на Украине, где абсолютное большинство американцев скорее склонны доверять эмоциям (которые подпитываются политиками, телевизором и соцсетями), восприятие экономической ситуации рядовому избирателю дано в непосредственных ощущениях. Избиратель без Байдена помнит, сколько стоил бак бензина при Трампе и видит, сколько он стоит сейчас. И чтобы снова стало как при Трампе, для начала нужно не ошибиться с фамилией кандидата 5 ноября 2024 года.
Валентин Богданов, RT