Когда вышел предпоследний фильм из всемирно известной Бондиады, я после его просмотра написал пост, в котором обозначил “Скайфолл” как реквием по Британской империи. “Империя погибает, но не сдается”. Прошло всего два года, и новый фильм о Бонде “Спектр” со всей очевидностью показал. Бобик сдох. Окончательно и безвозвратно.
Свершившаяся безвозвратно гибель империи проявляется буквально в всем. Разрушенное взрывом здание МИ-6, остов которого представляет из себя настоящие катакомбы. Прячущиеся по древним подвалам оставшиеся сотружники службы. Новое здание объединенной службы, показательно прозрачно-стеклянное, как бы выставляющее на показ все в нем происходящее. Ликвидация подразделения “два ноля”. И многое, многое другое.
Тотальная деградация ощущается во всем, даже в самом Бонде. Куда подевался мужественный плейбой, с легкостью уничтожающий врагов Империи, от одного взгляда которого самые роскошные красавицы немедленно выпрыгивают из влажных трусов? Его место занял усталый стареющий пи***ас, снулый взгляд которого может вызвать разве что тошноту. Если уж 50-летняя Моника Белуччи при всем своем актерском таланте с великим трудом на экране сдерживала отвращение в момент “соблазнения”, совершаемого с не меньшей брезгливостью.
А техническая сторона шпионского оснащения? Различные технологические “примочки” за историю Богдиады стали неотъемлемой частью каждого фильма и были их визитной карточкой ничуть не меньше “фирменных подружек”. И что мы видим в “Спектре”? А видим мы древний “Астон Мартин”, из всех плюшек которого пуленепробиваемый корпус, не менее древний огнемет и что-то предназначенное стрелять, но с отсутствующим боекомплектом.
А еще мы имеем издевку над другой фирменной плюшкой – часами Бонда. Новая модель оснащена лишь взрывным устройством, мощность которого недостаточна даже для убийства вего одного человека, под чьей “табуреткой” бабахнуло.
Исчезли в далеком прошлом единство и неукротимая мощь спецслужб, когда по одному сигналу Бонда срывались с места авианосцы, подводные лодки и стеллс-самолеты. Теперь за Бондом гоняется собственная МИ-6, или точнее то, что от нее осталось. Благо на пост руководителя объединенной из МИ-5 и МИ-6 службы назначен начальник разведки международной террористической группы. Да и эта служба уже не работает на Империю, она становится частью организованного глобального заговора, охватившего весь мир. И работающего на самого себя, а не на какое-либо из государств.
Бонд, как всегда победил. Но победа пиррова и вряд ли должна внушать оптимизм. Скорее наоборот. Преступник не убит и хотя арестован, арестован отправленным в отставку “М”, с совершенно неясными перспективами. А Бонд, понимая, что его время вышло, отправляется на пенсию. Он больше не нужен своей стране. Ей вообще больше никто не нужен. Ибо “доброй старой Англии” тоже больше нет. Бобик таки окончательно сдох.
Подобная трактовка Бонда не случайна. И дело здесь совсем не в усталости продюссеров или зрителей от бесконечной серии про суперагента. Она могла бы продолжаться вечно и традиционно пользовалась бы неизменным успехом. Дело в необходимой психологической подготовке западного зрителя к неизбежному коллапсу привычного им мира. Бондиада здесь лишь маленький кусочек мозаики, разрушающей идеалы и веру в светлое будущее. Но кусочек крайне показательный.
Ну что же. Умерла, так умерла. Покойся с миром. Хотя ей богу жаль. Не империи, разумаеется. А того веселого лихого парня, каким его с удовольствием смотрели даже в СССР, несмотря на всю враждебность идеологии.