Сегодня бы хотелось вновь упомянуть такое явление, как комплекс превосходства украинствующих. Тот самый, в рамках которого «Киев — стольный град», трудолюбие и ум — главные спутники «украинца», плодородие и благодать «украинских» земель лучшие в Европе, ну а сама сия земля является несомненной родиной и центром восточноевропейской цивилизации
Источник фото: i.artfile.ru
Впрочем, всем очевидно и понятно, что настоящей восточноевропейской цивилизацией является только русская цивилизация. Отсюда в среде украинствующей интеллигенции возникают споры.
Кто-то уверен, что настоящие русские — это «украинцы», у которых восточные соседи подло украли их имя, а кто-то считает, что «украинцы» и «Украина» — названия древние и их носителем неизменно является древнейший народ Европы. Но в одном эти ребята сходятся: по их мнению, Киев и территория так называемой Украины определённо являются ядром, сердцем цивилизации.
Не будем отрицать, что этому в немалой степени способствовали русские историки XIX века, а также западноцентричная и либеральная публицистика. «Киев — мать городов русских», «Киевская Русь» и прочие тезисы и словосочетания твёрдо убедили «украинцев» и украинствующих в том, что территория по Днепру и впрямь является первоисточником России и всего её великого народа. Как тут не загордиться!
Впрочем, параллельно бредовым фантазиям существовала и реальная действительность, в рамках которой памятник Тысячелетию Руси был открыт в Новгороде. Ведь именно на берегах озёр Ильмень и Ладога, по совершенно официальным данным, возникло русское государство.
Самое забавное заключается в том, что исторические факты и даже дань уважения им в виде знаменитого памятника не смогли затмить фантастические сказки про днепровский первоисточник.
Таким образом, поборники украинства свято верят в цивилизационное превосходство своей земли. Ну вы и сами, конечно, знаете, что там «травка зеленее и солнышко теплей». Из этого же вытекает извечное пренебрежение Россией, постоянные обзывательства «жителями болот», «мокшей», «съели наше сало и хлеб» и проч.
Ну оно и понятно, куда же нашему Северу до солнечных Киева и Житомира. Но постойте-ка! У настоящего цивилизационного превосходства, кажется, должны быть черты, ведь так?
К примеру, хотя бы наличие в прошлом высшего управленческого сословия. Конечно, словосочетание «украинское дворянство», придуманное советскими историками, иногда встречается в книгах. Но, признаемся, звучит весьма забавно и даже смешно.
Понятно, что земельная аристократия в тех краях либо была западнорусской с последующей трансформацией в литовскую или польскую, либо собственно русской (в зависимости от исторического периода). Разбойники с большой дороги с модными хвостами на головах и бывшие водители волов на эту роль явно недотягивают. К тому же для наличия собственного дворянства необходима «маленькая», но очень весомая деталь в виде государственности. И если её отсутствие не помешало историкам придумать вышеназванное забавное словосочетание из бывших малороссийских крестьян, то у товарищей галичан отсутствие дворянства как класса, кажется, признаётся всеми. Ведь на роль представителя высшего сословия в Галиции мог претендовать только греко-католический сельский священник.
Несомненной чертой цивилизации могла бы послужить архитектура: дворцовые ансамбли, древние монастыри, гражданские сооружения. Но вот незадача: всё архитектурное наследие, что есть на территории так называемой Украины, стилистически и идейно относится либо к западной католической цивилизации, либо к русской.
Дворцовых ансамблей практически не существует (а откуда им взяться, если на данной земле не существовало собственных аристократии и монархии), а те, что есть, построены повелением русских императоров и русскими архитекторами и мастерами.
Монастырские комплексы весьма редки и тоже являются детищем русской православной культуры. К слову, так называемая Украина считает себя центром православия. Но ведь большинство памятников восточного христианства, его сила и мощь сосредоточены в России. Вся Центральная Россия севернее Москвы и Север усеяны колоссальным количеством уникальных древних монастырей (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозёрский и Соловецкий), храмов и превосходно сохранившихся колоколен. «Украинское» же наследие можно по пальцам пересчитать.
Гражданские сооружения, разумеется, к вольным пахарям тоже никакого отношения не имеют.
Можно было бы, конечно, ещё упомянуть про предпринимательский класс. Но ведь купечество в массе своей на территориях Малороссии и Новороссии было русским. Да, впрочем, каким бы оно ни было, именно купечество Великороссии, выросшее из русского крестьянства, построило настоящие бизнес-империи и достигло невероятных высот на капиталистическом — торговом и промышленном — поприще.
Но, пожалуй, всё перечисленное выше может некоторыми быть подвергнуто сомнениям, и даже непременно найдутся те, кто захочет поспорить.
Поэтому стоит поговорить о наиболее капитальной цивилизационной черте, оспаривать которую и подменять эфемерными размышлениями и фантазиями невозможно.
Мы подразумеваем здесь историю научно-технического развития. Об учёных, их открытиях и достижениях, полётах в космос и небеса мы уже упоминали в своё время. В данном же случае хочется коснуться темы железных дорог. Ведь никто не станет отрицать, что появление и рост этого передового вида транспорта является несомненным признаком развитой цивилизации, а место зарождения и распространения железных дорог можно считать ядром таковой.
Итак, где же в Российской империи, в состав которой входила территория солнечной и древней «Украины», появились железные дороги? Зародились они, как ни странно для великоукра, на Севере. Ну да-да, болота, «мокша» и прочие хиханьки да хаханьки в исполнении лучезарных «украинцев».
Самой первой в классическом понимании железной дорогой была линия Санкт-Петербург — Павловск (по-другому Царскосельская дорога), открытая для движения в далёком 1837 году. Надо сказать, что это была одна из первых в мире железных дорог. Впрочем, это было только начало, не играющее серьёзной транспортной роли.
А вот следующий инфраструктурный проект — Николаевская железная дорога — был поистине грандиозным. Двухпутная магистраль, связавшая Санкт-Петербург и Москву, была открыта в 1851 году и на тот момент в своём классе являлась самой большой в мире. Более того, это было крупнейшее экономическое предприятие Европы.
Далее древняя столица нашего Отечества — Москва — стала распускаться нитями дорог, будто цветок. В 1862 году начала работать Московско-Нижегородская железная дорога, а в 1864 поезда пошли по Московско-Рязанской магистрали. В 1868 году начала функционировать капитальная линия между Москвой и Курском, пройдя через Тулу и Орёл. А в 1870-х поезда пошли из Москвы в Ярославль.
Разумеется, это далеко не полный список, да и можно бесконечно долго перечислять железнодорожные стройки России того времени. Но вот на что хотелось бы обратить внимание.
Во-первых, хорошо видно, что железные дороги «росли» с севера на юг. Сверху вниз поступательно «спускалась» цивилизация.
Во-вторых, интересный момент заключается в том, что железные дороги строились из экономических гигантов — Санкт-Петербурга и Москвы — в направлении других важных хозяйственных, торговых и промышленных центров. И… вы правы, среди них не оказалось «великого и прекрасного» Киева! Дороги связали столицы, были проложены в Нижний Новгород, Тулу, Рязань, Саратов, Орёл, Курск, Ярославль, Воронеж… Но никто не спешил связывать Москву и Петербург со «стольным» Киевом. Думается, это много говорит о его роли.
Конечно, мы не будем скрывать от читателя, что железная дорога, несмотря на всё это, пришла в Киев достаточно рано, в 1860-е годы. Можно вспомнить в данном контексте и великолепный мост через Днепр, что являлся крупнейшим в Европе. Вот только построенная русскими, она пришла в Киев, а не наоборот.
Это была частная дорога Воронеж — Курск — Киев. Она и сейчас существует в неизменном со времён строительства однопутном тепловозном исполнении, то есть является второстепенной.
И вот что интересно: движение между Москвой и Киевом так и осуществлялось окольными путями через Курск вплоть до второй половины 1890-х годов! И лишь в самом конце XIX века было открыто прямое магистральное сообщение через Брянск. А красивый и помпезный вокзал в Москве, ныне известный как Киевский, десятилетиями назывался Брянским.
Разумеется, от Курска и Воронежа активно строились дороги на русский Юг, в который входили, помимо Таганрога и Ростова-на-Дону, Харьков, Кременчуг, Александровск (ныне Запорожье), Одесса и, конечно же, Крым. Именно из этого курского корня рождалась железнодорожная сеть незалэжной.
Таким образом, на примере развития железных дорог отчётливо видно, где находилась настоящая цивилизация, откуда и куда она распространялась.
Сергей Газетный, ИА Альтернатива