Почему специальный фонд Бундесвера не увеличат в три раза

Много хочешь – мало получишь

Источник фото: 1.wp.com

Пока немецкие представители в Европарламенте активизируют дискуссию об общеевропейском ядерном оружии, а Олаф Шольц пытается продемонстрировать, что какие-никакие успехи в развитии оборонной промышленности ФРГ у него имеются, оппозиционные (и не только) политики в Бундестаге привлекают внимание общественности к недостаткам финансирования конвенциональных сил Берлина.

Триггером этому послужила речь Дональда Трампа, заявившего, что если он станет президентом, США могут не прийти на помощь союзникам по НАТО. Политик заявил, что позволит [России] сделать что угодно со странами, не внесшими достаточно средств на обеспечение обороны альянса, и помощи от США таким государствам ждать не стоит.

Это заявление вызвало активнейшую реакцию в немецком обществе. Времена нестабильности, царившей в отношениях Вашингтона и Берлина в период президентства Трампа, совсем не забыты. Значительная часть граждан и, тем более, истеблишмента, по-прежнему настроена негативно к любым перспективам его возвращения в Белый дом.

Политики Германии понимают, что шансы Трампа снова занять должность велики. Именно поэтому  упомянутое заявление стало катализатором обсуждения успешности перестройки европейской обороны и ее готовности обеспечить свою собственную защиту без поддержки извне (сюда же относим и активизировавшиеся дискуссии о ядерном оружии ЕС).

И пока Дональд Туск и Олаф Шольц на совместном пресс-подходе «отбиваются» фразами в стиле «один за всех и все за одного», оппозиция в лице ХДС предлагает меры невероятных масштабов: депутат Бундестага Родерих Кизеветтер призвал утроить специальный фонд Бундесвера (напомним, что изначально его размер составлял 100 миллиардов евро).

Радикальные меры продвигает не только оппозиция. Депутат от СДПГ Андреас Шварц предлагает навсегда отделить статьи расходов на военную и гражданскую оборону от общего правила «долгового тормоза». Такое решение он обусловливает неопределенностью в Белом доме и «угрозой со стороны России».

Интересно, что Андреас Шварц с 2022 года работает в т.н. «Конфиденциальной комиссии» (Vertrauensgremium) Бюджетного комитета Бундестага, осуществляющего финансовый надзор за спецслужбами страны (в т.ч. за Службой военной контрразведки). Насколько пропорционально увеличится объем работы господина Шварца в случае реализации предложенной им меры – вопрос открытый.

Реалистичность упомянутых заявлений мы бы рискнули поставить под вопрос. По крайней мере – в ближайшей перспективе (до конца полномочий «Светофорной» коалиции). Чаши весов при реализации любой из предложенных мер слишком сильно опустятся в сторону той или другой партии. Дисбаланс в политических очках коалиции не нужен, потому Олаф Шольц и дальше будет придерживаться нынешней линии медленного развития Бундесвера без резких скачков, способных вызвать недовольство партнеров по коалиции.

При этом, наиболее важны здесь не политические очки, а (не)реализуемость предлагаемых мер. Каждая из них, а особенно трехкратное увеличение спецфонда Бундесвера, потребовали бы структурной перестройки германской экономики. Более того, для столь масштабного увеличения финансирования было бы необходимо соответствующее расширение промышленной базы. Реализация такой меры, в свою очередь, может быть лишь долгосрочной – правительству пришлось бы обязаться нагружать оборонные компании достаточным объемом госзаказов.

Все это означает долгосрочную милитаризацию страны в ущерб другим экономическим благам, к которым граждане привыкли за прошлые «спокойные» годы. Хоть «Zeitenwende» и привела к частичному отходу от «чувства вины», но рискнем предположить, что принять на себя столь большую ответственность по защите Европы немцы еще не готовы.

ТГ-канал «Наш друг Вилли»